[Марцелл; лат. Marcellus; греч. ΜV αρκελλος] († между 308 и 310), св. (пам. 7 июня; пам. зап. 16 янв.), еп. (папа) Римский. В источниках сохранились противоречивые сведения о М., возглавившем Римскую Церковь после т. н. великого гонения на христиан в нач. IV в. Датировка понтификата М. и статус М. как предстоятеля Римской кафедры являются дискуссионными; под вопрос ставился даже сам факт его существования как исторического деятеля.
В самом раннем рим. перечне понтификов, Каталоге Либерия (сер. IV в.), приведены лишь краткие сведения о М., достоверность к-рых вызывает сомнения. Согласно этому источнику, после завершения понтификата Маркеллина в 304 г. Римская кафедра вдовствовала 7 лет, 6 месяцев и 25 дней. М. возглавлял Римскую Церковь 1 год, 6 или 7 месяцев и 20 дней в 308-309 гг., при имп. Максенции (точные даты не указаны). Евсевий, преемник М., занимал кафедру 4 месяца и 16 дней (с 18 апр. по 17 авг.; год не указан). В июле 311 г. на Папский престол был избран Мильтиад. По мнению мн. исследователей, поминовение еп. Маркеллина, указанное в рим. календаре «Depositio episcoporum» под 15 янв., в действительности относится к М. (Duchesne. 1898. P. 389-390; Caspar. 1930. S. 100; MartHieron. Comment. P. 42-43).
О М. не упоминается в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского и в Хронике Евсевия-Иеронима. Под 305 г. в Хронике сообщается, что преемником Маркеллина стал Евсевий, 29-й епископ Рима, к-рый занимал кафедру 7 месяцев; после него был избран Мильтиад (Chron. / Hrsg. R. Helm. 1956. S. 228). Феодорит Кирский пропустил не только М., но и Евсевия; по его мнению, Мильтиад возглавил Римскую Церковь сразу после Маркеллина (Theodoret. Hist. eccl. I 3. 1). В папских перечнях содержатся противоречивые указания. Так, у Оптата Милевского упоминаются Маркеллин, Евсевий и Мильтиад (Optat. Contr. Parmen. II 3 // SC. N 412. T. 1. P. 246, 309), однако блж. Августин называет вместо Маркеллина М. (Aug. Ep. 53. 2), хотя в др. сочинениях он упоминает и о Маркеллине. Во время карфагенского диспута 411 г. донатисты заявили, что Мильтиад был 3-м епископом после того, который выдал священные книги гонителям, т. е. после Маркеллина. Следов., в их перечне Римских епископов были и Маркеллин и М. (Breviculus conlationis cum Donatistis. III 18. 34 // Gesta conlationis Carthaginiensis anno 411 / Ed. S. Lancel. Turnhout, 1974. P. 299. (CCSL; 149A)). В большинстве папских списков упоминается только М. (иногда вместо него назван Маркеллин, но оба епископа - никогда) (напр.: LP. T. 1. P. 19). Изображение М. сохранилось среди фресковых папских портретов в римской базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, созданных предположительно в V в. (Ladner G. B. I ritratti dei Papi nell'Antichità e nel Medioevo. Vat., 1941. P. 48).
Хронология правления М., как и др. Римских епископов нач. IV в., остается спорной. Согласно т. н. Индекс-каталогу, М. занимал кафедру 1 год, 4 месяца и 12 (16) дней. В Liber Pontificalis повторяются сведения о длительной вакации Римской кафедры после Маркеллина (7 лет, 6 месяцев и 25 дней), восходящие к Каталогу Либерия, с добавлением, что причиной отсутствия епископа было гонение на христиан. М. был возведен на кафедру в 308 г. (дата испорчена; в тексте указано «консульство Максенция 4-е и Максима») и занимал ее до 309 г.; его понтификат продолжался 5 лет, 7 месяцев и 21 день. Погребение М. состоялось 16 февр., через 20 дней его преемником стал Евсевий (LP. T. 1. P. 72-73, 162).
В соответствии с самой распространенной гипотезой, предложенной Л. Дюшеном, понтификат Маркеллина завершился 25 окт. 304 г. М. был возведен на кафедру 27 мая или 26 июня 308 г. и возглавлял Римскую Церковь до 16 янв. 309 г. Его преемник Евсевий был епископом с 18 апр. по 17 авг. 309 или 310 г.; 2 июля 311 г. начался понтификат Мильтиада (LP. T. 1. P. CCXLVIII-CCL, CCLXI). Однако Т. Моммзен считал, что Маркеллин погиб в 303 г., а Евсевий стал епископом в 310 г. (Liber Pontificalis. 1898. P. LIV-LV, LIX). К. Г. Тёрнер пришел к выводу, что даты правления М. и Евсевия определить невозможно, а Мильтиад занял кафедру 2 июля 310 г. (Turner. 1916). По мнению Х. Лицманна, понтификат Маркеллина завершился 16 янв. 304 г., а Евсевий стал епископом 18 апр. 308 г. (Lietzmann. 1927. S. 9). Э. Каспар полагал, что Маркеллин, возможно, погиб 25 окт. 304 г., тогда как Евсевий был возведен на кафедру 18 апр. 308 г. Т. о., понтификат М. следует датировать 307-308 гг. (Caspar. 1930. S. 97, 99-100). Согласно Г. Швайгеру, М. предположительно занимал кафедру с мая 307 по 16 янв. 308 г.; Евсевий наследовал ему в 308, 309 или 310 г. (см.: Davis. 1997. P. 440-441). Т. Д. Барнс пришел к выводу, что Маркеллин был низложен примерно в мае 303 г., а М. стал епископом скорее всего в нояб. или дек. 306 г. и скончался в изгнании 16 янв. 308 г.; в апр. 308 г. кафедру занял Евсевий. Однако исследователь допустил, что хронология Дюшена может быть правильной (Barnes. 1981. P. 38, 303-304). Согласно Р. Дейвису, понтификат Маркеллина завершился в окт. 303 г., а Мильтиад вступил на Папский престол 2 июля 310 г., в воскресенье. Евсевий занимал епископскую кафедру весной-летом 308 г. Т. о., М. возглавлял Римскую Церковь между окт. 303 г. и апр. 308 г. Отмечая, что трудно определить, сколько времени прошло между кончиной (?) Маркеллина и избранием М., т. к. данные Каталога Либерия о вакации сроком 7,5 года недостоверны, Дейвис предположил, что М. был рукоположен в мае 305 г. (возможно, 20 мая, в воскресенье) и выслан из Рима в нояб. 306 г. Однако рукоположение М. могло состояться также 17 или 24 марта 306 г. (Davis. 1997. P. 462-465). По мнению А. Ди Берардино, М. был избран в 306 или 307 г. и скончался 16 янв. 309 г. (менее вероятно, в 310). Его преемник Евсевий был рукоположен 18 апр. 308 г., в воскресенье (Di Berardino. 2000). Б. Грин осторожно датировал правление М. кон. 306 - нач. 308 г. (Green. 2010. P. 219).
Противоречивые свидетельства папских списков и неточные хронологические указания позволили исследователям предположить, что в Каталоге Либерия и в Liber Pontificalis содержится ошибка: в действительности М.- то же лицо, что и Маркеллин (Röttges. 1956; Schwarz. 1962; Pietri. 1976. Vol. 1. P. 392-393). По мнению Моммзена, М.- реальный исторический деятель, но он был не епископом, а пресвитером, возглавлявшим коллегиальное руководство Римской Церкви после смерти Маркеллина и до избрания Евсевия (Liber Pontificalis. 1898. P. LIII-LV). Однако большинство исследователей вслед за Дюшеном полагают, что М. существовал на самом деле и что он был епископом Римским (LP. T. 1. P. LXXIII-LXXIV; Duchesne. 1898. P. 383-392; ср.: Amore. 1957; Idem. 2013. P. 67-68; Di Berardino. 2000).
Уникальные сведения о положении Римской Церкви в нач. IV в. содержатся в стихотворных эпитафиях папы Дамаса I, посвященных М. и Евсевию. В эпитафии М., находившейся у его гробницы на кладбище Присциллы, говорится о епископе, к-рый не боялся говорить правду (ueridicus rector) и велел «павшим» оплакивать их грехи. За это «несчастные» его возненавидели, среди христиан началась вражда и раздоры. По обвинению некоего человека, который «в мирное время отрекся от Христа», злобный тиран выслал епископа «из пределов отечества». Узнав об этих событиях, Дамас I решил кратко изложить их в стихах, чтобы «народ смог осознать заслуги Марцелла» (Epigrammata. 1942. N 40). Большинство исследователей полагают, что эпитафия относится к М., но А. Аморе высказал особое мнение: в стихотворении речь идет о др. епископе с тем же именем, который был выслан в Рим и похоронен в базилике Сильвестра на кладбище Присциллы. Однако гипотеза Аморе, согласно к-рой М. скончался 7 окт. и был погребен на кладбище Бальбины, основана на недоразумении, поэтому в эпитафии все же говорится о М. (см.: Amore. 2013. P. 69-71; Trout. 2015. P. 157-159). О тех же событиях Дамас I сообщает в эпитафии Евсевию, преемнику М., которая была помещена в усыпальнице епископа в катакомбах Каллиста. Некий Гераклий запретил «павшим» раскаиваться в грехах, но еп. Евсевий учил «несчастных оплакивать свою вину». Из-за этого среди христиан начались жестокие распри. Злобный тиран изгнал и епископа, и его противника. Евсевий, заботившийся о примирении христиан, с радостью отправился в ссылку и окончил жизнь на сицилийском берегу (litore Trinacrio mundum uitamque reliquit - Epigrammata. 1942. N 18; см.: Trout. 2015. P. 118-119). Т. о., по свидетельству Дамаса I, после т. н. великого гонения в Риме начались конфликты между ригористами, которые отказывались принимать «павших» в Церковь или требовали от них сурового покаяния, и лаксистами, к-рые настаивали на скорейшем «примирении» отступников с Церковью.
Менее достоверны свидетельства рим. агиографических сказаний V-VI вв., в к-рых, однако, сохранились отрывочные воспоминания о событиях нач. IV в. Одна из версий предания о М. изложена в Liber Pontificalis. В 1-й редакции сообщается, что М. был сыном римлянина Марцелла, во 2-й его отцом назван некий Бенедикт «de regione Via Lata» (7-й августовский регион в сев. части города). Епископ подвергался притеснениям за проведенную им реорганизацию Римской Церкви, очевидно, после гонений (eo quod ecclesiam ordinaret). Имп. Максенций велел ему отречься от епископского сана (ut negaret se esse episcopum) и принести жертву демонам. За презрительное отношение к требованиям императора М. был осужден на принудительный труд в гос. конюшне (damnatus est in catabulum). Через 9 месяцев клирики ночью освободили М., к-рый поселился у богатой матроны Луцины (в тексте сообщается, что она прожила 15 лет со своим мужем Марком и стала вдовой 19 лет назад). Луцина устроила в своем доме церковь, названную в честь М. (domum suam nomine beati Marcelli titulum dedicavit). Когда весть об этом дошла до имп. Максенция, тот велел приспособить дом Луцины под конюшню. Епископ, вновь отправленный на принудительные работы, скончался от нужды и притеснений. Матрона Луцина похоронила его 16 янв. на кладбище Присциллы и вскоре сама получила обвинительный приговор (Lucina vero scriptione damnata est - LP. T. 1. P. 164). Это повествование содержится лишь во 2-й редакции Liber Pontificalis и, вероятно, представляет собой пересказ несохранившейся версии агиографического сказания о М. Во мн. рукописях Liber Pontificalis содержится интерполяция, согласно к-рой еп. Маркеллин перед казнью заставил пресв. М. дать клятву, что он отвергнет требования гонителей; затем пресвитер с др. клириками похоронил тело епископа. Т. о., М. представлен как буд. преемник Маркеллина (Ibid. P. CCIX).
Среди мер по восстановлению Римской Церкви после гонения, принятых М., в Liber Pontificalis говорится об устройстве «25 титулов... как бы округов ради крещения, покаяния и погребения мучеников» (quasi diocesis propter baptismum et penitentiam et sepulturas martyrum - Ibid. P. 74-75, 164). Об основании «титулов», в которых пресвитеры осуществляли пастырское служение, впервые сообщается в жизнеописании еп. Дионисия (259-268) (Ibid. P. 70-71, 157). Неясно, насколько можно доверять этим свидетельствам. Проблема происхождения рим. «титулов», к-рые упоминаются в источниках IV-V вв., является дискуссионной. Одни исследователи полагают, что система «титульных» церквей сложилась в доконстантиновскую эпоху (напр.: Kirsch. 1918); по мнению др. ученых, «титулы» были основаны в IV-V вв. (напр.: Pietri. 1976). Также в Liber Pontificalis М. приписывается основание «кладбища Новеллы» (cymiterium Novellae) на Соляной дороге. Эти катакомбы упоминаются в Симмаховых фальшивках, созданных на рубеже V и VI вв. (Gesta Liberii papae // PL. 8. Col. 1389). По-видимому, они входили в комплекс катакомб Присциллы.
В рукописях сохранилась др. версия сказания о М., озаглавленная «Страсти св. папы Марцелла и святых Сатурнина, Сисинния и Кириака диаконов» (BHL, N 5234-5235; среди самых ранних рукописей - шартрский легендарий Paris. lat. 5299. Fol. 9r - 15v, 104r - 105v, IX в.; 1-е изд.: Mombritius B. Sanctuarium seu Vitae Sanctorum. P., 19102. T. 2. P. 169-173, 688; чаще всего используется изд. ActaSS. Ian. T. 2. P. 5-9). Август Максимиан, вернувшись из Африки, решил построить термы в честь своего отца и старшего соправителя Диоклетиана. На строительстве использовался принудительный труд арестованных воинов-христиан. Богатый христианин Тразон помогал узникам, пользуясь услугами благочестивых Кириака, Сисинния, Смарагда и Ларга. Узнав об этом, М. назначил Сисинния и Кириака диаконами. Вскоре Сисинний и Сатурнин были схвачены и казнены вместе с воинами, к-рых они обратили ко Христу. Диак. Кириак исцелил одержимую демонами Артемию, дочь имп. Диоклетиана, и по просьбе шаха Шапура II совершил путешествие в Персию, где исцелил его дочь Иовию. Обе принцессы уверовали во Христа и приняли крещение. После смерти Диоклетиана, к-рый был благодарен Кириаку и не подвергал его преследованиям, имп. Максимиан велел казнить свою сестру Артемию, Кириака и других мучеников. М. упрекнул императора в жестокости, заявив, что христиане «молятся за твое благополучное правление и за все государство» (orant pro regno tuo et pro republica), но тот избил и прогнал епископа. После казни мучеников М. и матрона Луцина похоронили их тела. Узнав, что Луцина щедро одарила Римскую Церковь, император конфисковал у нее имущество (proscriptione eam damnauit). Однако матрона передала М. свой дом «посреди города, на Широкой улице» (in media ciuitate uia Lata), чтобы епископ устроил там церковь. Разгневанный попыткой спасти усадьбу от конфискации император велел устроить в ней гос. конюшню, в к-рой должен был трудиться М. Через много лет епископ умер от лишений (16 янв.). Пресв. Иоанн и матрона Луцина похоронили его на кладбище Присциллы. Викарий Карпазий получил от императора дом Кириака, в к-ром диакон ранее крестил язычников, и для поругания христ. веры устроил там термы с театром и публичным домом. За это Бог наказал викария и его приспешников внезапной смертью.
По мнению Дюшена, обе версии предания о М. недостоверны, т. к. они противоречат сведениям Дамаса I (ср.: Caspar. 1930. S. 99). Однако в Liber Pontificalis сохранились воспоминания о реальном событии - ссылке М. по приказу имп. Максенция (LP. T. 1. P. XCIX-C). Согласно этому источнику, Максенций, недовольный деятельностью епископа, приказал ему отречься от кафедры (ср. свидетельство Дамаса I о том, что деятельность М. привела к разногласиям среди римских христиан). В «Страстях св. папы Марцелла...» не только содержатся фантастические подробности (напр., о крещении дочерей Диоклетиана и Шапура), но и описываются события, происходившие в годы правления имп. Максимиана, который ошибочно назван сыном Диоклетиана (об образе матроны Луцины в рим. агиографических сказаниях см.: Lietzmann. 1927. S. 179-189; Amore. 2013. P. 259). В основу обоих сказаний положены предания об основании рим. церквей - «титула» св. Кириака в термах Диоклетиана (храм был заброшен в XIV-XV вв. и впосл. разрушен; находился близ совр. Палаццо-делле-Финанце) и «титула» св. М. на Широкой ул. (ныне ц. Сан-Марчелло-аль-Корсо) (см.: LP. T. 1. P. XCIX).
Интерпретация сведений о М. важна для понимания истории Римской Церкви в период между т. н. великим гонением и «миром Церкви», провозглашенным в 313 г. имп. Константином I Великим. Предания об отступничестве еп. Маркеллина показывают, что в результате гонения Римская Церковь была дезорганизована. Дюшен сравнивал события в Риме с расколами донатистов в Африке (см. ст. Донатизм) и мелетиан в Египте (см. ст. Мелетий, еп. Ликопольский) (Duchesne. 1910). Исследователи указывали на то, что конфликты между ригористами и лаксистами в Римской Церкви восходили к рубежу II и III вв. (см. ст. Каллист I, еп. (папа) Римский). Противостояние между этими фракциями обострилось в сер. III в., после гонения имп. Деция, и привело к новацианской схизме (см. статьи Корнелий, Новациане). Конфликт снова вспыхнул после т. н. великого гонения, когда встал вопрос об отношении к «павшим», которые отреклись от Христа, и к «предателям», к-рые выдали властям священные книги (Castelli. 2013). Единственный источник сведений об этих событиях - эпитафии Дамаса I. Из них следует, что епископы М. и Евсевий занимали одинаковую позицию, но не вполне ясно, какую именно. По мнению большинства исследователей, М. придерживался строгой позиции: он принимал «павших» только после длительного покаяния (но не отказывал им, как это делали новациане); ему противостояли лаксисты, требовавшие сокращения или отмены пенитенции (епитимии). Конфликт не прекратился после ссылки М., т. к. Евсевий, продолжавший его политику, столкнулся с сопротивлением лаксистов во главе с Гераклием (Duchesne. 1910. P. 95-96; Epigrammata. 1942. P. 132, 181; Di Berardino. 2000; Castelli. 2013. P. 813). Высказывалось предположение, что именно М. велел уничтожить память о своем предшественнике Маркеллине, т. к. тот проявил себя как недостойный пастырь (Caspar. 1930. S. 99-101; Barnes. 1981. P. 38). Однако Дейвис отметил, что возвращение останков Евсевия с о-ва Сицилия в Рим могло быть связано с Римским Собором (2 окт. 313), на котором папа Мильтиад и др. епископы выступили против ригоризма донатистов. Т. о., по мнению исследователя, Евсевий мог занимать более мягкую позицию, чем М. (Davis. 1997. P. 467-468; ср. предположение Барнса о том, что Евсевий был «кандидатом от партии умеренных»; см.: Barnes. 1981. P. 38). Однако эта гипотеза противоречит свидетельству папы Дамаса I, к-рый описывал политику М. и Евсевия в одинаковых выражениях.
Распри между рим. христианами привели к ссылке М. и его преемника Евсевия по приказу свирепого «тирана», как выражался папа Дамас I. Этот «тиран» - Максенций, который был провозглашен императором 28 окт. 306 г. и правил в Риме до 28 окт. 312 г., когда он погиб в сражении с Константином Великим. Он прекратил гонения на христиан, начавшиеся при его отце Максимиане (август Запада до 305). Об этом свидетельствовал Евсевий Кесарийский, к-рый тем не менее пытался опорочить Максенция, изобразив его как жестокого тирана в угоду своему покровителю Константину Великому (Euseb. Hist. eccl. VIII 14. 1; Idem. De mart. Palaest. XIII 12; ср.: Optat. Contr. Parmen. I 18. 1995. T. 1. P. 210). На основании сомнительного утверждения Евсевия, согласно к-рому Максенций притворялся христианином, некоторые исследователи полагали, что он действительно исповедовал христианство (De Decker. 1968). Однако более вероятно, что Максенций проводил политику толерантности и нейтралитета, к-рой рим. императоры придерживались до Диоклетиана (Kriegbaum. 1992). По-видимому, он позволил рим. христианам избрать епископа, которым стал М. Большинство исследователей считают, что избрание М. состоялось при имп. Максенции: в кон. 306 г. (Барнс, Грин) либо в 307 (Каспар) или 308 г. (Дюшен). Максенций конфликтовал с вост. тетрархами, к-рые не признавали его легитимность и дважды пытались свергнуть его. Возможно, он хотел заручиться поддержкой христиан. Барнс связывал избрание Евсевия с отъездом из Рима Максимиана, отца Максенция, после его неудачной попытки отстранить сына от власти в 308 г. (Barnes. 1981. P. 38). Однако дата избрания Евсевия остается предметом дискуссий, поэтому гипотезу Барнса трудно доказать. Напротив, Дейвис полагал, что М. был избран весной 305 или 306 г. и, т. о., уже занимал епископскую кафедру к тому времени, когда власть перешла к Максенцию. По мнению исследователя, Максенций выслал епископа из столицы в нояб. 306 г., сразу после своего прихода к власти. Впосл. император попытался завоевать расположение христиан, допустив избрание Евсевия, однако он вернул конфискованное церковное имущество только его преемнику Мильтиаду незадолго до своей гибели (Davis. 1997. P. 462-467). Тем не менее почти все исследователи рассматривают избрание Римского епископа как свидетельство веротерпимости Максенция (напр.: Harries J. Imperial Rome AD 284 to 363: The New Empire. Edinb., 2012. Р. 108). Хотя император в своих действиях руководствовался соображениями политической целесообразности и не был открыто расположен к христ. учению, он первым из тетрархов отменил репрессии против христиан и последовательно придерживался политики религ. терпимости (Kriegbaum. 1992. P. 50, 54).
По утверждению папы Дамаса I, конфликт между группировками рим. христиан сопровождался мятежами (seditio) и даже убийствами (caedes). Император выслал М. из города, но вражда не утихла и при еп. Евсевии, к-рый также подвергся ссылке; вместе с ним был изгнан его главный противник Гераклий. Ссылку епископов не следует рассматривать как возобновление репрессий против христиан, т. к. Максенций лишь стремился восстановить общественный порядок (Duchesne. 1910. P. 96; Caspar. 1930. S. 101-102; Kriegbaum. 1992. P. 40-43; Curran. 2000. P. 65; Castelli. 2013. P. 806). По мнению Каспара, в 235 г. подобным образом поступил имп. Максимин I Фракиец, который изгнал из столицы еп. Понтиана и его соперника Ипполита (Caspar. 1928. S. 331). Вероятно, меры, принятые Максенцием, способствовали прекращению конфликтов после избрания папы Мильтиада в 310 г. (согласно Тёрнеру, Каспару и Дейвису) или в 311 г. (согласно Дюшену и Барнсу). Только тогда Римской Церкви было возвращено имущество, конфискованное во время гонения, прежде всего молитвенные здания (Breviculus conlationis cum Donatistis. III 18. 34 // Gesta conlationis Carthaginiensis anno 411. Turnhout, 1974. P. 299; см.: Kriegbaum. 1992. P. 48-49; Green. 2010. P. 219).
Поминовение еп. Маркеллина, указанное в календаре «Depositio episcoporum» под 15 янв., обычно связывают с М. По свидетельству папы Дамаса I, понтифик скончался в изгнании. Скорее всего его останки были перенесены в Рим, т. к. в Иеронимовом мартирологе под 16 янв. указано: «...в Риме, на Соляной дороге, на кладбище Присциллы, погребение св. епископа Марцелла» (MartHieron. Comment. P. 42). О том, что М. был похоронен на кладбище Присциллы, упоминается в Liber Pontificalis и в «Страстях св. папы Марцелла». Согласно паломническим итинерариям VII в., гробница М. находилась в базилике вместе с захоронениями Римских пап Сильвестра I, Сириция и Келестина I. В соч. «Notitia ecclesiarum urbis Romae» (2-я четв. VII в.) сохранилось описание «церкви св. Сильвестра, в которой почивает множество святых... с правой стороны - папа Целестин и епископ Марцелл» (Itineraria. 1965. P. 306; ср.: Ibid. P. 320). Начиная с Дж. Б. Де Росси большинство исследователей локализуют погребения понтификов в небольшой базилике, находившейся над катакомбами Присциллы, к-рая скорее всего была построена Сильвестром I (остатки храма обнаружены в 1890, в 1907 базилика была реконструирована; см.: De Rossi G. B. La basilica di S. Silvestro sul cimitero di Priscilla // BACr. Ser. 5. 1890. Vol. 1. N 4. P. 97-122; Marucchi O. La basilica papale del cimitero di Priscilla ritrovata ed in parte ricostruita dalla Commissione di Archeologia Sacra // NBAC. 1908. Vol. 14. N 1/2. P. 5-125; Picard. 1969. P. 736). Храм состоял из 2 миниатюрных базилик (апсида вост. базилики почти примыкала к фасаду западной). Они были построены в 1-й пол. IV в., вероятно в годы понтификата Сильвестра I (314-335), и впосл. соединены. Пол базилики занимали захоронения, вокруг храма находилось множество мавзолеев. Однако следы гробниц М. и других понтификов исследователи не смогли обнаружить. Поэтому Ф. Толотти выдвинул гипотезу, поддержанную В. Полькампом, согласно к-рой эти гробницы могли находиться под землей, в катакомбах. По мнению Толотти и Полькампа, захоронения Римских епископов находились в т. н. нимфее (кубикул g25) - просторном октагональном помещении, расположенном к северу от криптопортика и обустроенном, вероятно, на рубеже III и IV вв. Первоначально там был похоронен М. (скорее всего в гробнице d ), затем Сильвестр и другие понтифики; согласно Толотти, поблизости находились погребения Римских епископов Маркеллина и Либерия (Tolotti. 1970. P. 252-257; Pohlkamp. 1991. S. 187-194; Idem. 2008. S. 257-268). Однако в кубикуле g25, как и в базилике Сильвестра, не удалось найти доказательств тому, что в находившихся там гробницах были похоронены епископы Рима. В отличие от большинства исследователей Аморе отстаивал гипотезу о том, что М. был погребен в катакомбах Бальбины на Ардеатинской дороге, где его поминовение совершалось 4 или 7 окт.; в базилике Сильвестра находилась гробница некоего еп. Марцелла, к-рому была посвящена эпитафия Дамаса. Однако в Иеронимовом мартирологе и др. источниках, на которых основана эта гипотеза, говорится не о М., а о папе Марке, действительно похороненном в базилике на кладбище Бальбины (см.: Amore. 2013. P. 69-71).
Исследователи задавались вопросами о том, кто похоронил М. и почему для этого было выбрано кладбище Присциллы, а не катакомбы Каллиста, где погребали Римских епископов в III в. Это могло быть связано с тем, что во время гонений рим. власти закрыли катакомбы Каллиста (Spera L. Les tombes des papes // Dossiers d'Archéologie. Dijon, 2000. N 255: Rome de Constantin à Charlemagne. P. 52-53). М. и его преемник Евсевий скончались в изгнании, но их останки были перенесены в Рим. Так, останки Евсевия могли быть возвращены при еп. Мильтиаде, который похоронил своего предшественника в катакомбах Каллиста недалеко от усыпальницы папы Гаия (Picard. 1969. P. 731). Возможно, Мильтиад перезахоронил и М. (Pohlkamp. 2008. S. 266), но трудно объяснить, почему на др. кладбище. Возможно, прах М. был доставлен в Рим лишь при Сильвестре I, который построил базилику-усыпальницу над катакомбами Присциллы и решил похоронить там своего предшественника.
Почитание М. засвидетельствовано в рим. агиографических сказаниях и богослужебных книгах. Поминовение святого 16 янв. указано в рим. лекционариях с сер. VII в. (Klauser Th. Das römische Capitulare evangeliorum. Münster, 19712. S. 14, 60, 103, 141). Проприи мессы в день памяти святого содержатся в Григория Сакраментарии (Sacr. Greg. T. 1. P. 117-118; Liber Sacramentorum Paduensis (Padova. Biblioteca Capitolare, cod. D 47) / Ed. A. Catella e. a. R., 2005. P. 188-189) и Геласия Сакраментарии (Sacr. Gelas. P. 130-131), песнопения праздника - в ранних антифонариях и градуалах рим. традиции (Antiphonale Missarum Sextuplex / Éd. R.-J. Hesbert. Brux., 1935. P. 28-29). Т. о., литургическое поминовение М. в Риме совершалось уже в V-VI вв. (Kirsch. 1924. S. 100-101, 222). Среди реликвий, привезенных из Рима для лангобардской кор. Теоделинды († 627), было масло от гробниц М. и др. святых, погребенных в базилике Сильвестра,- мучеников Феликса и Филиппа и еп. Сильвестра I (Itineraria. 1965. P. 292). Свт. Григорий I Великий послал Равеннскому архиеп. Иоанну II Римлянину реликвии рим. святых, в т. ч. М. (Agnel. Lib. pont. eccl. Rav. 98). Начиная с VIII в. М. все чаще называли мучеником, а не исповедником, как это было в более ранних литургических текстах (см.: Jounel. 1977. P. 124, 129, 135, 147, 194, 214).
Беда Достопочтенный внес в составленный им мартиролог память М. и краткое сказание о нем, использовав «Страсти св. папы Марцелла...». Поминовение святого указано почти во всех более поздних лат. календарях и мартирологах (см.: Quentin. 1908. P. 82-85, 327, 415, 481; Der karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh. / Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 1. S. 477-478. (MGH. Mem.; 2/1)). В Римском Мартирологе под 16 янв. содержалось поминовение М., папы и мученика, пострадавшего при «тиране» Максенции. Память святого была включена в календарь Римского Миссала, изданного после Тридентского Собора. Однако в 1969 г. указание о поминовении М. было вычеркнуто из Римского календаря (Calendarium Romanum ex Decreto Sacrosancti Oecumenici Concilii Vaticani II instauratum auctoritate Pauli PP. VI promulgatum. Vat., 1969. P. 71, 113). Основаниями для этого послужили заключение И. Делеэ о том, что сведения о мученичестве папы недостоверны (MartRom. Comment. P. 23-24), и тот факт, что почитание святого не имело «действительно вселенского значения» (CVatII. SC. 111). В современной редакции Римского Мартиролога указано поминовение М. как усердного пастыря, подвергшегося гонениям за свое служение, но не мученика (MartRom. (Vat.). P. 96).
В средние века центром почитания М. в Риме была ц. Сан-Марчелло-аль-Корсо, которая упоминается в ранних источниках как «титул Марцелла». Епископа считали основателем церкви, хотя на самом деле храм скорее всего был назван в честь др. человека (Kirsch. 1918. S. 77-80, 154-155). Согласно Liber Pontificalis и «Страстям св. папы Марцелла...», император отобрал церковь у христиан и устроил в ней конюшню. Это предание связано с тем, что поблизости от «титула» находились здания гос. транспортной службы (Catabulum; см.: LP. T. 1. P. 166; Orlandi S. e. a. Attività edilizia monumentale nel centro di Roma nel V sec. d. C.: A proposito di una nuova iscrizione del prefetto urbano Rufius Valerius Messala // Les cités de l'Italie tardo-antique (IVe-VIe siècle): Institutions, économie, société, culture et religion / Éd. M. Ghilardi. R., 2006. P. 123-136). По мнению С. Эпископо, церковь была построена скорее всего в IV в. Основой для базилики послужило крупное здание, к-рое представляло собой монументальную, богато декорированную экседру на подиуме (функция этого сооружения неясна) (Episcopo. 2003; см. также: Krautheimer R. e. a. Corpus basilicarum christianarum Romae Vat., 1959. Vol. 2. P. 205-215). Самое раннее упоминание о «церкви Марцелла» относится к 418 г. и связано с избранием папы Бонифация I (Coll. Avel. 14). На Римском Соборе 499 г. присутствовали 3 пресвитера из этого храма (MGH. AA. T. 12. P. 413-414). С VI-VII вв. церковь была включена в рим. систему стационального богослужения (см.: Baldovin. Worship. Р. 139. 159, 287, 291). В итинерариях VII-VIII вв. базилика упоминается среди храмов, к-рые посещали паломники. Рим. авторы XVI-XVII вв. утверждали, что в главном алтаре церкви хранились мощи М., однако им не было известно, когда и при каких обстоятельствах святыня была перенесена в этот храм (ActaSS. Ian. T. 2. P. 4).
Краткие сказания о М., основанные на Liber Pontificalis и «Страстях св. папы Марцелла...», содержались в средневековых «исторических» мартирологах и «новых легендариях». Стихотворное переложение «Страстей...» было включено каноником Флодоардом Реймсским в поэму «Победы Христа в Италии» (PL. 135. Col. 729-734; см.: Jacobsen P. Ch. Flodoard von Reims: Sein Leben und seine Dichtung «De triumphis Christi». Leiden; Köln, 1978. S. 256). Урсион, аббат бенедиктинского мон-ря Омон, составил соч. «Страсти, обретение мощей и чудеса св. папы Марцелла» в 2 книгах (BHL, N 5237-5238; изд.: ActaSS. Ian. T. 2. P. 9-14; фрагменты: MGH. SS. T. 15. Pars 2. P. 799-802). Произведение посвящено св. Лиетберту, еп. Камбре (1051-1076). Повествование о жизни М. представляет собой компиляцию сведений, заимствованных из Liber Pontificalis и «Страстей св. папы Марцелла...». Во 2-й кн. сообщается, что мощи святого якобы были перенесены из Рима в мон-рь Омон его основателем св. Винцентием Мадельгарием с разрешения папы Мартина I при франк. кор. Дагоберте I (VII в.). Впоследствии из-за вторжений «венгров и гуннов», разорявших обитель, святыня была утеряна и вновь обретена лишь при аббате Урсионе. В заключительной части сочинения описаны чудеса от мощей. Петр Достопочтенный написал проповедь на день памяти М. Опираясь на Liber Pontificalis, клюнийский аббат представил епископа как ревностного пастыря и последнего Римского понтифика, пострадавшего от язычников (BHL, N 5239; изд.: PL. 189. Col. 993-998; Constable G. Petri Venerabilis sermones tres // RBen. 1954. Vol. 64. P. 224-272).
Среди Лжеисидоровых декреталий есть 2 послания, якобы составленные М. в 309 г. В одном послании М. напоминал епископам Антиохийского Патриархата о высшей юрисдикции Папского престола, в другом - призывал имп. Максенция воздержаться от преследования христиан (Jaffé. RPR. N †160-†162).
В РПЦ 7 июня совершается память мучеников М., диаконов Сисинния и Кириака, Смарагда, Ларгия, комментарисия Апрониана, Сатурнина, воинов Папия и Мавра, Крискентиана, а также мучениц Прискиллы, Лукины и царевны Артемии (Спасский. Месяцеслов. Т. 2. С. 172). Сказание об этих мучениках было включено свт. Димитрием, митр. Ростовским, в «Книгу Житий святых» под 7 июня («Страдание святаго священномученика Маркелла, папы Римскаго, и иже с ним» - Книга Житий святых. Июнь-авг. К., 1764. Л. 43-47). Используя тексты, изданные болландистами в «Acta Sanctorum», свт. Димитрий совместил сведения о М. из Liber Pontificalis и «Страстей св. папы Марцелла...», добавил также данные из других источников (напр., о Валерии, дочери Диоклетиана и жене Максимиана Галерия) и попытался исправить ошибки рим. агиографа. Так, вместо «августа Максимиана», о к-ром говорится в «Страстях...», свт. Димитрий назвал гонителем рим. христиан Максимиана Галерия, отметив, что он был приемным сыном Диоклетиана. Испугавшись гнева Божия, Галерий якобы бежал из Рима на Восток. Этим воспользовался Максенций, отнявший власть у законного правителя Константина Великого (по мнению свт. Димитрия, именно Максенций был виновником гибели М.). Образцом для сказания, составленного свт. Димитрием, послужило повествование о М. и др. рим. мучениках в «Житиях святых Ветхого и Нового Завета» Петра Скарги (Skarga P. Żywoty Świętych Starego y Nowego Zakonu na każdy dzień przez cały rok. Kraków, 1933. T. 1. S. 116-122). Неясно, почему свт. Димитрий указал память М. под 7 июня (под этим же днем приведено сказание о папе Маркеллине, предшественнике М., т. к., по мнению митрополита Ростовского, было «небезместно» напомнить, что Маркеллин и М.- разные люди).